Используемые материалы при асфальтировке
В огромную отрасль, которая называется «строительство дорог», входит их проектирование, возведение, управление и организация работ, надзор за состоянием, ремонт, техническое обслуживание. Основными элементами любой дороги являются земляное полотно, само дорожное покрытие и технические сооружения, находящиеся неподалеку, – эстакады, мосты, путепроводы и т.д., которые возводят с применением технологии асфальтирования.
Без чего невозможен асфальт
Гладкое асфальтовое покрытие состоит из компонентов, количество которых строго рассчитано и тщательно подобрано. Основные составляющие – это:
• Песок. Чаще используется природный песок (морской, речной, карьерный), реже – искусственный (например кварцевый). Процент пылевидных и глинистых частиц в нем не должен превышать 5%. 30-50% состава – это песок.
• Щебень. Марка прочности должна быть не менее 500 кг/см2. Для строительства дорог подходит щебень из метаморфических, осадочных или изверженных пород мелкой и средней фракции. Его объемная масса в смеси составляет 40-65%.
• Минеральные добавки. К ним относятся заполнители для повышения прочности, высокой коррозийной устойчивости, улучшения сцепления камня с вяжущим и уменьшения расхода вяжущего. Представлены в виде порошка из остатков доломитов, известняков, металлургических шлаков и различных отходов промышленности. 10-15%.
• Битум. Обволакивает все вышеперечисленные компоненты, в результате чего образуется водонепроницаемое соединение. Характеризуется пластичностью и эластичностью, хорошо прилипает к поверхности минеральных материалов. 2-10% от общего объема.
Вязкие и жидкие нефтяные битумы
Нефтяной битум может быть вязким или жидким в зависимости от консистенции и некоторых особенностей. Битум большой вязкости увеличивает жесткость покрытия, менее вязкий – увеличивает сроки твердения, но при этом повышает стойкость асфальта при минусовых температурах. На основе показателей вязкости, температуры размягчения и растяжимости вязким битумам присваивают различные марки. На определение марки влияет также показатель пенетрации, который показывает глубину проникновения в битум иглы при определенных температурах за 5 секунд под действием груза весом 100 г.
Для получения жидкого битума к вязкому добавляют разжижители. Такие виды битума создают на поверхности минеральных материалов водоустойчивую прочную пленку, тем самым продлевая срок эксплуатации дорожного полотна.
В отдельную группу часто выделяют шит-асфальт, который характеризуется повышенным содержанием минерального порошка – до 20% от общего состава. Кроме минерального порошка в состав смеси входит литой асфальт, каменная мука (отсев) и песок. Готовая смесь доставляется на место, где и происходит асфальтировка. Сперва укладывается щебень крупной фракции для повышения прочности покрытия, а за ним – более мелкий, которые обеспечивает износостойкость поверхности. В остальном технология укладки шит-асфальта не отличается от стандартной.