02.11.2016 Автор: admin 0

Суда из железобетона

Спросите кого-нибудь, хотел бы он поплавать на яхте, изготовленной из железобетона, и с большой вероятностью услышите в ответ: «Это шутка какая-то?». Никакой шутки здесь нет. Суда из железобетона строятся и ходят по рекам, озерам и даже морям. Для такого бетона даже специальное название придумали – армоцемент. Но суть от этого не меняется. Это бетон, армированный металлической сеткой в несколько слоев.

Суда из железобетона

А почему бы не строить суда из бетона? Удельный вес самых тяжелых из них сопоставим с весом алюминия (2,7 т/куб.м) и значительно легче стали. А ведь ходят стальные корабли по воде и никого это не удивляет. Во влажной среде бетон становится только прочнее год от года, что выгодно отличает его от стали и, тем более, от дерева. Из бетона обычно строят небольшие суда, водоизмещением до 100т и длиной до 30м. Как видим, для яхты вполне достаточно. И совершенно не нужно быть Абрамовичем, чтобы изготовить болванку из какого-нибудь пенопласта и нанести на нее несколько слоев армоцемента. Вы представляете сколько нужно мастерства и знаний, чтобы изготовить аналогичное деревянное судно? Или сколько нужно денег для такого же судна из стеклопластика? Раз в 30 больше, а может и в 50. А в результате? Срок службы деревянных судов составляет 8…12 лет, а стальных 18..25. Расходы на их эксплуатацию превышают первоначальную стоимость. Срок службы железобетона значительно выше, а расходы на эксплуатацию – ниже. Судите сами, его даже не нужно вытаскивать на сушу, армоцементные корпуса могут находиться на воде круглый год без ущерба для себя. В результате замораживания и оттаивания они становятся еще прочнее.

Впервые судно из армоцемента было построено в 1850 году. Это был прогулочный челн, который до самого конца XIX века катал парижан по прудам в парках. Построил его француз Ламбо. В середине XX века армоцемент широко использовался для строительства судов в Италии.

Читайте также:  Ремонт оборудования ресторанов: как сохранить качество и сэкономить время и деньги

Более современным бетоном, пригодным для судостроения является стеклоцемент. Делается также из бетонного раствора, но армируется стекловолокном. В результате удается снизить удельный вес до 1,4…1,8 т/куб.м, что уже в 5 раз легче стали! Необычайная прочность стеклоцемента позволяет делать обшивку туристских и спортивных судов в 3..10 мм. Деревянным конструкциям такое не снилось. Поэтому, деревянные суда в итоге оказываются тяжелее своих стеклоцементных собратьев. Практика показывает, что для строительства небольшого катера из стекло- или армоцемента достаточно 24 человеко-часа. То есть, один человек может построить себе катер за одни сутки, затратив совсем небольшую сумму денег.

Тут следует оговориться. Армирование незащищенным стекловолокном для портландцемента не подходит. В портландцементе стекловолокно разрушается. Проблема решается несколькими путями:
1. Использовать стекловолокно, защищенное пластиком.
2. Использовать глиноземистый цемент.
3. Использовать стальную арматуру.

Для улучшения товарного вида, придания глянца и защиты от обрастания водорослями, бетонные суда иногда снаружи покрывают тонким слоем стеклопластика на эпоксидной основе. Такие суда называют стеклопластоцементными.

Технология изготовления корпуса судна из стеклоцемента проста. Форма последовательно обклеивается пластами стеклосетки с помощью цементного клея. Состав цементного клея: цемент+вода. Или улучшенная формула: цемент+вода+пластификатор. Водоцементное соотношение 0,45…0,5. Иногда в состав клея добавляют латекс. Добавление латекса делает бетон более проницаемым для воздуха. Из такого материала делаются, как правило, надпалубные постройки. Для подводных частей цементно-латексный состав менее пригоден, поскольку его прочность на 20…25% ниже и при длительном нахождении в воде латекс размягчается. При высыхании, свойства латексного стеклоцемента вновь восстанавливаются. Поэтому для мелких посудин, находящихся на воде периодически, этот материал вполне пригоден.

Затвердевание стеклоцемента должно происходить во влажной среде. Поэтому, особенно в первые 7…10 дней после нанесения стеклоцемента, корпус будущего судна нужно интенсивно увлажнять и защищать от высыхания. Например, его можно накрыть влажной рогожей и потом пленкой. Рогожу периодически поливать водой.

Читайте также:  Велосипеды с планетарной втулкой: комфорт и удобство на любом пути

Стеклоцемент легко обрабатывается ножовкой по металлу, сверлом и напильником. Латексный стеклоцемент пилится ножовкой по дереву, строгается рубанком и шлифуется. Имеет красивую фактуру.

Семь футов Вам под килем.