Как подготовить и провести публичный доклад.
Подготовка публичного доклада.
С давних времён ораторское искусство было значительной частью культуры общения . Имена великих ораторов и их речи, сохранившиеся до наших дней , входят в золотой фонд культурного наследия человечества. Общение оратора с аудиторией и в наши дни сохраняет своё значение.
Умение проводить выступления, доклады и презентации—это не только умение сообщить аудитории факты, аргументы и их логическую взаимосвязь, но также и способность докладчика донести всё это до слушателей в доходчивой и, даже в несколько артистической, форме. Поэтому подготовка доклада, лекции включает в себя несколько конкретных этапов, обеспечивающих при выступлении внимание аудитории и , в конечном итоге, успех самого выступления.
1.Подготовка и упорядочение материала.
Прежде всего надо серьёзно изучить и хорошо разбираться в предмете доклада и знать о нём больше, чем то , что вы собираетесь сообщить аудитории. Она ( аудитория) очень быстро разберётся в вашей компетентности, а от этого зависит её внимание и усвоение вашего доклада. В начале необходимо составить план выступления а затем, в соответствии с ним, написать сам текст выступления. Необходимо хорошо знать свою аудиторию и её отношение к содержанию доклада. От этого будет зависеть то, как вам обращаться к ней, как донести информационный , доказательный или обобщающий материал.
Содержание каждой фразы, смысл каждого слова, правильное его произношение и ударение, должны иметь значение при чтении доклада. Можно предугадать вопросы аудитории, и подготовить предварительно ответы на них. Контингент аудитории—это фактор подхода к ней. Для школьников, например, нужно подобрать занимательную, облегчённую информацию, для специалистов—возможна максимальная наполненность профессиональной терминологией, для спонсоров и инвесторов—необходимо сочетание того и другого.
Итак, первый этап—это подготовка содержательной части доклада. При прочтении её без спешки , она должна составить около 80% отведенного для доклада времени.
2.В чём «фишка» ?
Что бы сразу « захватить» аудиторию надо начать выступление достаточно необычно. Спорный, смешной и даже сомнительный факт, приведённый в начале доклада, заставят аудиторию проявить интерес. Рассмотрение какой либо насущной проблемы ( по теме доклада), с последующим плавным переходом к способу её решения, также заинтересует аудиторию. Можно, например, задать вопрос, и пусть он не требует ответа, —это встряхнёт аудиторию, заставит людей обменяться мнениями. Можно распространить в аудитории анкету, что бы слушатели заполняли её по ходу выступления, а затем собрать. Можно раздать листочки с краткими тезисами доклада с пустым местом, если кто либо захочет записать вопросы докладчику. Можно использовать компьютерные средства для демонстрации содержимого доклада, иллюстрировать доклад цветными маркерами на панелях и досках.
3. Усвоение доклада слушателями.
Для лучшего запоминания слушателями содержания доклада, надо снабдить его главные идеи памятными образами, зафиксировав на них внимание аудитории.
4. Завершение доклада.
Завершить свой доклад следует благодарностью за внимание , и попросить аудиторию задавать вопросы. Иногда, вы не сможете сразу ответить , даже если знаете проблему очень хорошо. Поэтому надо продумать и заготовить несколько отработанных фраз, типа: « Это требует специальной проработки» или «Продолжения исследований» и т.п. При этом надо обязательно поблагодарить за вопрос: «Спасибо, вы хорошо вникли в проблему» или : « Мы работаем над этим в настоящее время» и т.п. Есть смысл , эти ответы записать в конце текста доклада.
5. Шлифовка и доводка.
Обязательно надо перечитать готовый текст, исправить ошибки, убрать повторы. Желательно опробовать текст на ком ни будь из близких или знакомых. Обязательно обнаружатся шероховатости и неточности фраз. Вслушайтесь в звук собственного голоса, расставьте правильно акценты, продумайте места смысловых пауз.
6. Разработка сценария выступления—немаловажная часть доклада на публике. Необходимо точно представить себе помещение , в котором предстоит чтение доклада, продумать место где вы будете находиться при чтении доклада—на трибуне, около трибуны, у доски, у стенда. В сценарии выступления следует отметить время и место демонстрации слайдов, различных материалов на плакатах, передвижение по сцене или по объекту экскурсии. Уточнить время чтения доклада, не выходит ли оно за рамки предоставленного. Позаботьтесь о записи доклада через микрофон, на звукозаписывающем устройстве. Также нужно купить рупорный громкоговоритель.
7. В день выступления.
Необходимо продумать свой костюм, перед выступлением необходимо хорошо выспаться. Волнение перед выступлением вещь естественная и даже полезная. Необходимо справиться с тревогой—отвлечься, но ни в коем случае не принимать успокоительные средства и не употреблять алкоголь. Непосредственно перед выступлением проверить все технические средства—доски, проекторы, плакаты, маркеры и т.п.
8. Во время выступления.
Начинать говорить надо только после того, как вы займёте место на трибуне. Необходимо дождаться полной тишины. Не меняйте сценарий выступления, не отступайте от заготовленного текста. Никаких экспромтов, тем более в начале выступления. Движения рук, выражение лица—в соответствии со смыслом текста.
Если вы хорошо разбираетесь в том, о чём докладываете, если хорошо отрепетировали свой доклад, если вы подготовились к вопросам аудитории, успех выступления на публике— гарантирован.