Почему снижается влияние законодательных собраний
Прослеживается снижение влияния законодательных собраний. Вне всякого сомнения, главная причина такого снижения заключается в усилении партийной инфраструктуры. Другим важным фактором является усиление роли правительства в политической жизни страны. Это убедило органы исполнительной власти Франции и Великобритании сократить продолжительность дебатов и не откладывать в долгий ящик внесение многочисленных поправок в нормативные акты, а также узаконить процедуры «гильотирования» прений (фиксированием времени для голосования) и замораживания законопроектов. Образцы актов можно посмотреть тут.
Политические системы многих государств с парламентской формой правления видели фактическое исчезновение независимых политиков и появление сильных, высоко дисциплинированных партий, требующих от своих членов неизменной преданности, а также поддержки лоббистов. Парламент Великобритании, особенно палата общин, свидетельствует об этой тенденции, которая укрепляется наличием в Англии мажоритарной системы относительного большинства. Это метод голосования, существующий преимущественно в государствах с двухпартийным политическим режимом, означает, что появление третьей влиятельной партии, как это было в 1981 г. обеспечивает парламентскую власть той партии, которая получила 40% или большее количество голосов. Например, в выборах в английский парламент 1979, 1983, 1987 и 1992 гг. голоса в пользу консерваторов распределялись 43,9%, 42,4%, 42,3% и 41,9% соответственно.
В странах с ограниченной президентской формой правления конституция устанавливает четкие ограничения и защищает место законодательного собрания в системе сдержек и противовесов. В чистом виде такая ситуация сложилась в США, где она усиливается печально известной слабостью партийной структуры, что проявляется в том, что больше половины членов Конгресса являются двухпартийными, а кроме того, в том, что члены Конгресса от обеих партий голосуют вместе по спорным вопросам. Подобное положение вещей сложилось и в таких странах, как Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Филиппины и Венесуэла. Эти страны попытались скопировать американскую модель.
В государствах с парламентской формой правления, где избирательная система стимулирует разнообразие партий, коалиция органов исполнительной власти считается нормой, а ответственность перед законодательным собранием становится действительностью. Несколько европейских стран попадают под эту категорию. Наиболее известными из них являются Италия, в которой сменилось более 50 правительств со времен Второй мировой войны, а также Бельгия, Дания и Нидерланды.
В регионе, который мы называем Океанией, а именно в Папуа — Новой Гвинее, где эффективно функционируют 6 политических партий, политическая система представляет собой даже более известный пример разобщенности законодательного собрания, когда вотум недоверия выносится против действующей администрации, поскольку ее члены перемещаются из одной коалиционной группы в другую. Чтобы решить эту проблему, в конституцию были внесены поправки, согласно которым вотум недоверия не может выноситься в течение первых 18 месяцев после избрания правительства. В Микронезии, Науру, Палау и Тувалу отсутствие официальных партий усиливает власть отдельных законодателей.