Способ восстановить асфальтобетонное покрытие
Дороги так называемого нежесткого типа ремонтируют несколькими способами – традиционными и способом термопрофилирования. Основная суть обоих – укладка новых или восстановление старых слоев. Главный недостаток при этом – образование значительного количества трещин, которые сокращают срок службы отремонтированного покрытия.
Суть переукладки и глубокой регенерации
С помощью дорожных фрезерных машин осуществляется переукладка дороги. Суть метода заключается в удалении верхних слоев дорожной одежды, которые потрескались и потеряли изначальную несущую способность, и замене их монолитными слоями. Это достойная альтернатива полноценного нового строительства, требующая немалых финансовых затрат, обусловленных большим расходом асфальтобетонной смеси.
Новой в области ремонта дорог является технология холодной глубокой регенерации, которая позволяет повторно использовать материалы старого дорожного покрытия. Эта технология не требует больших энергозатрат и относится к самой экономичной, поэтому во многих странах все чаще применяют именно ее. Кроме того, она не наносит ущерб окружающей среде, поскольку восстановительные работы проводят без разогрева старого материла. Плюсом такого метода является также исключение появления отраженных трещин в верхнем слое, то есть их копирование не происходит, как это случается при использовании традиционного метода.
Все этапы холодной регенерации осуществляют с участием специализированных машин, которые восстанавливают монолитность асфальтобетонных слоев без разогрева. Проходит процесс следующим образом:
• Измельчение покрытия (как правило, с захватом части основания) холодным фрезерованием.
• Введение в новообразовавшийся асфальтобетонный гранулят вяжущего скелетного материала и других добавок, обеспечивающих прочность.
• Перемешивание компонентов. Если смешивание выполняется в полустацоинарных установках, происходит разрыв технологического процесса, связанный с погрузкой, транспортировкой, приготовлением смеси и доставкой ее назад.
• Распределение на дороге.
• Уплотнение смеси.
• Укладка замыкающего слоя.
Особенности приготовления смесей с разными вяжущими
Новое вяжущее по составу может быть разным – с добавлением битумной смеси, вспененного битума, разогретого битума, минерального вяжущего (цемента или извести), комплексного вяжущего (битумной эмульсии). В зависимости от состава формируется разная скорость структурообразования.
Битум в составе новых смесей устраняет жесткость состарившегося битума, окружающего гранулы, улучшает сцепление зерен, заполняет пустоты, экранирует обнажившуюся поверхность зерен минерального порошка, устраняет микродефекты. Цемент армирует битумную пленку, делая ее еще более крепкой. Смеси с комплексным вяжущим самые сложные в изготовлении, но асфальт из них самый устойчивый к колееобразованию. Преимуществом такой смеси является быстрое формирование, что важно при укладке асфальта в неблагоприятную погоду.
Смеси с минеральным вяжущим актуально применять в том случае, если захватывается при регенерации часть слоя – более 30%. При этом нужно помнить, что регенерированный слой подвержен усадке и появлению температурных трещин.
Готовятся смеси вручную или в лабораторных лопастных мешалках при температуре +18-22 °С. Компоненты перемешиваются, пока масса не станет однородной. Во время приготовления важно следить за влажностью, и если она не достегает показателей 1-3%, добавляется вода. Если же показатель выше, смесь подсушивается либо на воздухе естественным способом, либо в сушильном шкафу с вентиляцией до необходимой влажности.
В некоторые смеси сначала добавляется цемент, в некоторые – эмульсия, а затем цемент. Если цемент имеет форму суспензии, то он вводится одновременно с эмульсией. От правильности добавления компонентов зависит качество приготовленной смеси.