Применение современных материалов при строительстве мостов
В зависимости от дорожной одежды дороги классифицируются на несколько типов. Дорожной одеждой называется комбинация различных дорожно-строительных материалов. Разные соотношения тех или иных компонентов обеспечивают определенные свойства долговечности, допустимой нагрузки.
Качество уплотнения дорожной одежды в нижних слоях, а также хороший дренаж являются залогом возведения прочного полотна. Грунт не всегда может быть использован в качестве основы для изготовления дорожной одежды, поэтому приходится его удалять и заменять на такой, который специально подготовлен на предприятиях с учетом особенностей местности. Такая процедура увеличивает себестоимость покрытия, однако при этом позволяет возвести дорогу даже на самых трудных грунтах. К разрушению дорожного полотна приводит и перемещение слоев грунта относительно друг друга. Происходит такое перемещение в результате влияния воды, которая вызывает оседание и расползание слоев дорожной одежды.
Чтобы дорожная одежда не теряла своих качеств, укладываться она должна тонкими слоями, каждый из которых обязательно необходимо утрамбовывать катками и виброкатками. Возможность проседания грунта возрастает в местах пересечения дорожного полотна с коммуникациями, а также в местах подъезда к мостам. На таких ответственных участках утрамбовка должна проводиться особо тщательно и внимательно.
Особенности создания грунтовой и гравийной дороги
Грунтовая дорога – самый простой вид дороги, для создания которой не требуется дорогих строительных материалов. Она не рассчитана на интенсивное движение, а в дождливую погоду может стать непригодной для езды из-за больших грязевых образований. Первое, что необходимо осуществить, – произвести выравнивание неровностей почвы, засыпать ложбины и выкопать кюветы для отвода воды по бокам.
Эксплуатационные качества гравийных дорог несколько лучше. Они тоже не предназначены для больших нагрузок, однако могут служить многие годы, если периодически ликвидировать образующиеся ямы, возобновляя дорожную одежду. Большую прочность обеспечивает гравий, который вперемешку с грунтом и создает верхний слой. Для обеспечения еще большей долговечности и придания водонепроницаемости гравий желательно пропитать битумом.
Вместо гравия может быть добавлен и какой-либо другой скрепляющий материал, который вместе с грунтом образует грунтоцементное покрытие. Готовится оно из глины, песка и цемента, добавленных в определенных пропорциях. Толщина такого слоя должна быть как минимум 10 см. Покрытие на основе стабилизированного грунта необходимо укатывать катками для создания прочности, а в проблемных местах дополнительно обрабатывать битумом. Оно не предназначено для больших нагрузок, но при этом является стойким к перепадам температур и влажности.
Виды и способы возведения асфальтных дорог
Дороги из асфальта состоят из нескольких слоев различных материалов. В зависимости от будущей транспортной нагрузки рассчитывается толщина дорожной одежды. Влияют на эти параметры и свойства грунта, на основе которого укладывается дорожное полотно.
Основанием служит щебень или портландцементный бетон. Слоев асфальта может быть от двух до пяти. Нижний слой перемешивается с крупным щебнем для более высокой прочности и экономии материалов, верхние слои – с мелким щебнем, который обеспечивает износостойкость и лучшую водонепроницаемость. Если наносить асфальт непосредственно на слой щебня, дорожное полотно будет более низкого качества, чем если использовать приготовленную в заводских условиях горячую смесь температурой не менее +165 ºС. Доставляют ее специальные машины, затем смесь разравнивается, уплотняется и укатывается.
В один слой за одну операцию могут быть возведены дороги из портландцементного бетона. Качество такого покрытия высокое, но себестоимость его слишком большая. Еще одно дорожное покрытие – это макадам. Укладывается из нескольких слоев щебня разного размера, выложенного на предварительно подготовленное прочное основание. После укатки мощными катками щебень пропитывают битумом.
Идеально гладким асфальтовое покрытие получиться не должно, потому что сцепление его с колесами будет ухудшаться. Если же есть небольшая шероховатость, не только улучшается сцепление, а и обеспечивается лучший отвод воды из канавок протектора.