Какой щебень лучше использовать в дорожном строительстве
Материалы, которые применяют в дорожном строительстве, должны быть долговечными и совершенными – такими, чтобы с течением времени они не изменяли кардинально своих свойств. Если же процессы и происходят, например коррозия металлов, увеличение вязкости органических вяжущих, разрушение водой некоторых видов цементобетона, они должны быть такими, чтобы в целом изменения не были серьезными и не влияли на общую прочность конструкции.
Для строительства дорог используют местные материалы и централизованные. Применение местных, например щебня, добытого в том же районе, где возводится дорожное полотно, сокращает расходы на перевозку. Местными могут также стать такие материалы, как песок, отходы промышленности, вторичные материалы, гравий. К централизованным относят те, которые поступают в готовом виде, – металлы, цемент, битум.
Какой щебень подходит для возведения дороги?
Для производства бетона с целью заливки дорожного полотна применяют средние и крупные фракции. По статистике ежегодно производят около 3 млрд м3 щебня, и больше половины его используют именно для дорожного строительства. Основные требования, которые предъявляются к щебню во время возведения дорожного полотна, – возможность выдерживать огромные механические нагрузки транспорта и неблагоприятное воздействие окружающей среды. Что касается радиоактивности, показатели которой определяют в лабораториях, для строительства дорог разрешается применять второй класс щебня.
В дорожном строительстве применяют две категории щебня:
1. Скального происхождения и тот, что получен из рыхлых горных пород – известняка, доломита и пр. Применяется в большинстве случаев для устройства основания дороги. Фракция 1-70 мм.
2. Щебень из магматических и метаморфических пород – габбро, гранита и пр. Используется для формирования нижнего слоя.
Особой популярностью в данной сфере сегодня пользуется кубовидный щебень. Он характеризуется меньшей склонностью к образованию трещин, поэтому выполненные на его основе конструкции служат практически в два раза дольше. Кроме того, при его использовании сокращается расход связующих элементов – цемента или битума, – а также упрощается технология укладки.
Гранитный щебень – самый распространенный в данной сфере
В большинстве случаев в дорожном строительстве используют гранитный щебень, который соответствует всем требованиям. Именно его берут за основу при производстве высококачественных бетонов для сооружения мостов, а также для ремонта в железнодорожном строительстве и для организации трамвайных путей.
Этот распространенный в природе материал состоит из магматических пород и характеризуется повышенной прочностью. Он поддается разным видам обработки и в зависимости от размера делится на несколько фракций. Самую мелкую – гранитную пыль – используют для отсыпания дорог. Известняковый щебень применяют реже, и его использование оправдано тем, что он не подвергается влиянию перепадов температур.