02.11.2016 Автор: admin 0

Опоры мостов — классификация

e61edbd9b6598a23c666e13086c24e57_i-1250

Передача возможных мостовых нагрузок – вертикальных и горизонтальных – на грунт основания происходит через опоры. Нагрузки могут быть постоянные и временные. К постоянным относятся собственный вес пролетных строений, полотно моста, давление грунта, вес опор. К временным – ветровые потоки, движение водного транспорта, вес транспорта, находящегося на мосту.

Состоит любая опора из трех частей. Первая, самая нижняя, – это фундамент. Он лежит на грунте и бывает глубокого и мелкого заложения. Последнее используется на естественном основании. Что касается фундаментов глубокого заложения, они, в свою очередь, делятся на три типа – свайные, столбчатые, в виде колодцев. Вторая часть моста – оголовок. Это верхняя конструкция, на которой размещена подферменная плита. Предназначение данной плиты – сбор всех нагрузок и их равномерное распределение по всей части опоры. Третья, средняя, часть опоры – так называемое тело.

Какие виды и типы опор бывают
Видов опор мостов существует два:
1. Промежуточные (по-другому называются быками). Максимально тщательно проверяются на воздействия ледоходов, ветровых порывов и навалов судов.
2. Береговые (устои). Принимают горизонтальное воздействие от веса грунта, нагрузку веса пролета и оказываются под влиянием временной нагрузки.

Еще одна классификация опор делит их на следующие типы:
• Массивные – используются в сложных условиях возведения, в частности на реках с интенсивным ледоходом. Как правило, изготавливаются из бетона или камня.
• Стоечные – представляют собой стойки, которые вверху объединены насадкой с подферменником, а снизу закреплены в фундаменте.
• Рамные – отличаются от стоечных конструкций несущим элементом в виде рам (плоских или пространственных), сверху которых находится оголовок.
• Пустотелые – выполнены в виде блоков из бетона прямоугольной или круглой замкнутой формы.
• Свайные – состоят из ряда свай, поверху объединенных насадкой. Выполняют функцию одновременно фундамента и тела опоры.
• Комбинированные – характеризуются объединением некоторых характеристик отдельных типов опор.

Читайте также:  Сигнальные дорожные конусы: виды и функции

Установка опор в пролетах разной величины
Опорные части устанавливают под пролетным строением на подферменных площадках. Предназначаются они не только для передачи опорной реакции на опору, а и для ограничения деформации от изменений температуры и воздействия различных нагрузок. По конструкции это плиты или толстые металлические листы.

При малых пролетах достаточно устанавливать плоские плиты, при средних обязательны тангенциальные плиты из двух половин, одна из которых характеризуется цилиндрической поверхностью. Если пролеты большие, строительство не обходится без шарнирно-балансирных опорных частей. При этом подвижные части устраиваются на катках. У балочного разрезного моста один конец устраивают неподвижными опорными частями (полностью исключают подвижность), второй – подвижными (характеризуются наличием подвижных горизонтальных перемещений). Кроме тангенциальных опорных частей существуют другие их виды – катковые, секторные, резиново-металлические и стаканные.

Наряду с металлом для производства опорных частей мостов стал использоваться фторопласт, резина, неопрен с тефлоном и другие полимерные материалы, обладающие высокой прочностью и небольшим коэффициентом трения. Преимущества использования резины – возможность осуществлять вертикальные и горизонтальные перемещения. Сочетание различных материалов дает возможность экспериментировать и создавать еще более прочные мосты.